Обучение грамоте.Пропись №2. (с.3-15)УМК "Школа России"
23.02.2012, 18:41
Строчная буква а (с. 3). 1. Знакомство с написанием строчной а. -Рассмотрите первую страницу новой тетради. Сегодня вы начинаете писать буквы. Письменные буквы отличаются от печатных своей формой, хотя и звучат одинаково. -Сравните печатную маленькую букву а с письменной. -У них есть общие элементы. Какие? (Овалы.) Есть и разные. (У печатной буквы а палочка с закруглением вверху и внизу, у письменной — с закруглением внизу.) -Сколько элементов вам нужно взять, чтобы сконструировать эти буквы? (Два.) Учитель на доске пишет строчную а. 2. Работа в тетради. -Найдите предметы и обведите их по контуру. -«Шарик свернутый лежал, чтоб в окно не убежал. А теперь его надую, с ним по улице пойду я». (Г. Сапгир.) Дети рассматривают шарики (узоры), находят в них сходство с первым элементом строчной буквы а и обводят шары по контуру. - Придумайте сказку, загадку про шары, а можно стихотворение. -Помогите сочинить стихотворение: Шаловливый, воздушный шар, непослушный, с ветром убежал вместе. А куда и не сказал. Затем ученики обводят элементы строчной а вверху тетради, пишут их в модульной сетке рабочей строки (каждому элементу буквы — свой домик). Обводят букву вверху страницы, рассказывают о человечке, который принес им новую букву, и пишут ее в рабочих строках. 3. Распознавание строчной а. Внизу страницы написаны слова. Дети ставят под строчной а точку или накладывают на нее прозрачную бумагу и копируют букву на бумагу. Придумывают предложения с написанными словами. Записываются свои слова с новой письменной буквой. Еще не изученные буквы заменяют точками, например: мама — .а.а и т. п. Прописная буква А (с. 4). 1. Знакомство с написанием прописной буквы А. Дети рассматривают страницу сверху. Находят прописную букву А и ее элементы. Учитель на доске показывает написание прописной А. Дети обводят букву и ее элементы по контуру. 2. Работа в тетради. Ученики обводят по контуру узор. Находят на нем один из элементов прописной А. Пишут в рабочих строках элементы прописной буквы А и саму букву. 3. Распознавание прописной буквы А в словах. Дети находят букву А в написанных словах. Обводят ее или копируют, ставят под ней точку. Пишут свои слова: Анна — A..a. Строчная буква о. Прописная буква О (с. 5). 1. Письмо под диктовку. Дети записывают под диктовку учителя элементы букв: овал ( ), удлиненная палочка с закруглением внизу ( ), короткая палочка с закруглением внизу ( ), удлиненная палочка, наклоненная вправо ( ), короткая горизонтальная палочка ( – ); буквы, состоящие из этих элементов ( ). Проверка написанных элементов идет на доске. 2. Знакомство с написанием строчной и прописной букв о, О. Дети рассматривают буквы вверху страницы. Учитель пишет их на доске. Ученики конструируют буквы из проволоки или ниток. 3. Работа в тетради идет под руководством учителя. 4. Распознавание букв о, О в словах.
Строчная и прописная буквы о, О (с. 6). 1. Письмо под диктовку. -Напишите овал ( ), палочку с закруглением внизу, буквы, которые можно сконструировать из этих элементов (а, о). Учитель открывает написанные на доске элементы. Дети проверяют под руководством учителя свое написание. 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. 3. Распознавание букв в написанных словах. 4. Игра «Сколько раз услышали [о]?». «Посмотри на колесо — увидишь букву «о». (А. Шибаев.) «В старом дереве дупло Ну совсем как буква «о». (В. Степанов.)
Строчная буква и (с. 7). 1. Знакомство с написанием строчной и. -Определите местонахождение звука [и] в словах. «Индюки сошлись у ивы: «Ишь, как мы с тобой красивы!» (Б. Тимофеев.) -Найдите в кассах букв и слогов букву и маленькую. -Посмотрите, как пишется строчная (маленькая, письменная) буква и. Учитель показывает на доске: «Начинаю писать первый элемент буквы и сверху, довожу до линии рабочей строки, закругляю элемент вправо, довожу до линии рабочей строки ( ); начинаю писать второй элемент сверху, веду вниз, закругляю вправо, довожу элемент до середины строки ( )». Ученики конструируют букву из ниток или проволоки. 2. Работа в тетради под руководством учителя. Прописная буква И (с. 8). 1. Знакомство с написанием прописной И. Учитель на доске пишет прописную И. Дети рассматривают букву и конструируют ее из ниток или проволоки. 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. 3. Распознавание буквы И в написанных внизу страницы словах.
Письменная буква ы (с. 9). 1. Знакомство с написанием строчной буквы ы. - Найдите в словах звук [ы]. «Бык мычит две буквы: — My! — Мяу! — кот сказал ему. — Слышал? Значит, мы, коты, знаем больше букв, чем ты!» (Г. Виеру.) - Рассмотрите на странице букву ы. Сравните ее с маленькой письменной буквой и. «А бедняжка буква ы бродит с палочкой, увы». (А. Шибаев.) Учитель на доске пишет строчную букву ы. Дети конструируют букву из ниток или проволоки. 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. 3. Письмо под диктовку: а, и, о. Учитель просит детей определить и записать общий элемент букв: «а», «и», «ы» — ( ). 4. Разучивание скороговорок, стихотворений. - - Сколько раз услышите звук [ы]? «Мама мыла с мылом Милу, Мила мыло не любила». «Мы слыхали от совы, что нет слов на букву ы». Повторение (с. 10). 1. Письмо под диктовку. - Запишите буквы, которые имеют один из элементов — « ». (а, и, ы.) -Запишите, как плачет ребенок. (А-а-а!) Как удивляется человек, какой звук он произносит? (О!) 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. 3. Работа с «Русской азбукой». Дети составляют рассказы по иллюстрациям из «Русской азбуки» и записывают в тетрадь слова и предложения (вместо букв, которые еще не знают, ставят точки). 4. Найдите звук [ы]. «Жили-были прыгуны. — Мы допрыгнем до луны! Ввысь их вышвырнул батут. — Где вы, прыгуны? — Мы тут!» (В. Берестов.)
Строчная буква у (с. 11). 1. Знакомство с написанием строчной буквы у. - Прислушайтесь к словам, определите, где находится звук [у]. «Как улитке перед сном скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, грустной сказка получается». (Г. Виеру.) Учитель на доске показывает, как пишется строчная буква у, четко называя каждый элемент: «Палочка с закруглением ( ), удлиненная вниз петля ( )». Дети конструируют букву из проволоки или ниток. 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. 3. Разучивание стихотворений, скороговорок. Услышьте звук [у]. «У — сучок в любом лесу». «Летел на болото носатый удод. Глядел на удода Усатый Федот».
Прописная буква У (с. 12). 1. Знакомство с написанием прописной буквы У. - Найдите звук (услышьте звук) [у]. «У опушки две старушки брали грузди и волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко!» (Е. Благинина.) - Сравните письменную большую букву У с большой печатной. Дети сравнивают прописную и большую печатную буквы. Конструируют после показа на доске учителем написания прописной буквы У большую письменную букву У. 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. 3. Продолжите стихотворение, скороговорку. «Ученик учил уроки — у него в чернилах ... (щеки)». «Удод, удод, удодушка, Удодливый ... (удод)». (М. Яснов.) «Как улитке перед сном Скучно в домике ... (своем)». (Г. Виеру.)
Строчная буква н (с. 14). 1. Знакомство с написанием строчной н. -Определите местонахождение звуков [н], [н’]. «Hoc не в свои дела суют, носами перед сном клюют, зато один веселый нос папаша Карло нам принес». (Я. Аким.) -О каком «веселом носе» говорится в стихотворении? (Буратино.) -Какой звук вы слышите в слове нос? ([н].) -Найдите в тетради письменную букву н. Это буква маленькая. -Попробуйте ее сконструировать. -Сколько элементов понадобилось? Учитель на доске показывает написание строчной н. Дети пробуют писать букву на нелинованном листе бумаги. 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. Дети рассматривают элементы букв, букву вверху страницы, обводят их по контуру. Пишут в рабочих строках сначала элементы букв, затем букву н. 3 Написание слогов. Написание слогов и слов идет после того, как учитель покажет соединение между буквами на доске. Ученики пишут слова по слогам с проговариванием вслух каждого звука. 4 Составление предложений. Внизу страницы вставляют в слово ноша слог но.
Прописная буква Н (с. 15). 1. Знакомство с написанием прописной Н. - Определите, какой звук слышится в словах: [н] или [н’]. «Эн» надела поясок, «И» надела поясок. Буква «Эн» надела ровно, буква «И» — наискосок». -О какой букве н говорится в стихотворении? (Печатной.) Учитель на доске пишет прописную . Дети рассматривают букву на доске и в тетради. Конструируют ее из проволоки или ниток. 2. Работа в тетради идет под руководством учителя. Дети пишут элементы буквы Н, буквы, слоги, слова. Придумывают слова и предложения с написанными слогами. 3. Работа с кассой букв и слогов. Составление предложения: Ну, Нина! Когда так говорят: «Нина и Анна»? 4. Составьте слоги, слова: на, ны, Ни, а, у, н, и, н, А.